В канун нового года рабочая группа по модернизации моногородов при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции провела заочное голосование и утвердила перечень из семи моногородов России, в которых будут реализованы крупные инвестиционные проекты с финансированием из федеральной некоммерческой организации «Фонд развития моногородов».

 

В число таких моногородов включен поселок городского типа Селенгинск, расположенный в Кабанском районе Бурятии. Здесь уже нынешней весной начнется строительство птицеводческого комплекса с родительским стадом мощностью 30 тысяч тонн мяса бройлеров в живом весе в год, инкубаторием, цехом убоя и комбикормовым заводом общей стоимостью более 7 миллиардов рублей.

 

Инициатором проекта является ООО «Бурятптицепром» — дочернее предприятие флагмана бурятской перерабатывающей промышленности ООО «Бурятмяспром». О деталях проекта, этапах и сроках его реализации корреспондент «МК» беседует с исполнительным директором «БМП», депутатом Народного Хурала Бурятии Ларисой Крутиян.

 

— Лариса Николаевна, расскажите об истории возникновения проекта строительства в Селенгинске крупного птицеводческого комплекса.

 

— Напомню, что старт строительству птицеводческого комплекса в Селенгинске был дан еще летом 2014 года. Здесь с участием министра сельского хозяйства и продовольствия России Николая Федорова состоялась закладка символического камня в основание будущей бройлерной птицефабрики. Сообщалось, что проект реализуется благодаря федеральной целевой программе по поддержке моногородов, в перечень которых вошел и поселок Селенгинск.

 

— Но сегодня говорится, что проект реализуется в рамках федерального закона о создании территорий опережающего социально-экономического развития, коротко – ТОСЭР?

 

— Вы правы. Идея ТОСЭР была предложена в декабре 2013 года президентом РФ Владимиром Путиным в ежегодном послании Федеральному Собранию. Основная цель ТОСЭР — обеспечение благоприятных условий для привлечения инвестиций, ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для населения. Сам закон о ТОСЭР был принят в декабре 2014 года. Тогда и было решено, что его действие распространяется не только на Дальневосточный федеральный округ, нуждающийся в притоке инвестиций, но и также на моногорода 1-й категории с наиболее сложным социально-экономическим положением. В этом смысле мы, как инвесторы, ничего не потеряли, но даже приобрели — дополнительный стимул и поддержку, выраженную в получении льгот и преференций.

 

— Расскажите об этом.

 

— В соответствии с правилами создания ТОСЭР в моногородах 1-й категории, которые были утверждены в июне 2015 года, резидентом может стать любое юридическое лицо, зарегистрированное и осуществляющее деятельность исключительно на территории муниципального образования, то есть в нашем случае — в поселке Селенгинске. Кроме нас здесь планируется реализация еще трех инвестпроектов. Их инициаторы, так же как и мы, — местные предприниматели. Например, проект строительства древесноугольного комбината, сопровождаемый фондом регионального развития.

 

— То есть, вопреки слухам, речь идет именно об отечественных, а не иностранных инвесторах?

 

— Да! Законодательством установлено ограничение в привлечении иностранной рабочей силы — не более 25% от планируемой численности работников. Проект «Бурятптицепрома» преду-сматривает создание до 770 рабочих мест, преимущественно для местного населения. Что касается особых условий, то резиденты ТОСЭР, зарегистрированные в моногородах, будут претендовать на получение налоговых преференций по уплате страховых взносов, налога на прибыль, на имущество организаций и земельного налога. Если в деталях, то, к примеру, устанавливается нулевая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет. Освобождение в первые пять лет от уплаты налога на имущество, земельного налога. Снижение отчислений страховых взносов в пенсионный и другие фонды России. Правительством и НХ РБ уже внесены соответствующие поправки в региональные законы, регулирующие налоговые отчисления. В целом территории опережающего развития в моногородах 1-й категории будут создаваться сроком на 10 лет. Это период, за который производство станет рентабельным, выйдет на полную мощность.

 

— Как бы вы охарактеризовали сегодня состояние рынка мяса птицы в Бурятии?

 

— Вы знаете, что промышленного производства мяса птицы в Бурятии нет. Если не считать те 60 тонн, которые поставляются на прилавки с небольших фермерских подворий. Согласно анализу рынка, объем потребления продуктов из мяса птицы по состоянию на 1 января 2015 года составляет 26 тысяч тонн, которые республика завозит из других регионов России, в том числе из Иркутской области. Если проект птицеводческого комплекса в Селенгинске, рассчитанный на производство 21,5 тыс. тонн мяса в убойном весе, будет реализован, Бурятия практически закроет собственные нужды. Вот почему этот проект так важен для региона.

 

— То есть фактически мы говорим о становлении бройлерного птицеводства в Бурятии с нуля?

 

— Если исходить из анализа отрасли, то так оно и есть. Фактически с нуля. Проект грандиозен и по масштабам, и по значимости для экономики республики. Мы говорим о современном производстве высококачественной конкурентоспособной продукции на уровне мировых стандартов и круглогодичном обеспечении отечественного рынка продуктами из мяса курицы. Проект решает множество других задач, среди которых главными я считаю создание рабочих мест и улучшение социального положения жителей Селенгинска. А также стимулирование роста производства фуражного зерна и кормовых культур в районах республики, поскольку проектом предусмотрено строительство комбикормового завода. Вы знаете, что подобных предприятий в Бурятии тоже нет.

 

— Мясо птицы только для внутреннего потребления?

 

— Около четверти годового объема мяса птицы будет использоваться нами для производства на мощностях ООО «Бурятмяспром» консервной, колбасной, деликатесной продукции и полуфабрикатов. Примерно 45 процентов будет поставляться в торговую сеть, в том числе в виде охлажденного мяса. Благодаря близости птицефабрики срок реализации охлажденного мяса возрастет, что очень удобно для потребителей, по достоинству оценивших этот вид продукции. Наконец, треть мяса птицы планируем поставлять в Забайкалье и регионы Дальнего Востока, где крупных птицеводческих комплексов нет и пока не предвидится.

 

— То есть с реализацией проблем не будет?

 

— Надеюсь, что нет!

 

— Насколько известно, налоговые преференции и льготы – не единственная форма поддержки государства в реализации этого инвестиционного проекта.

 

— Да, действительно. Помимо льгот и преференций государство берет на себя финансирование строительства инфраструктуры общей стоимостью свыше 1 миллиарда рублей. Это строительство водозабора и сети водопровода питьевой воды, линии электропередач, автомобильной дороги с твердым покрытием, мостов. Проектно-сметные документации находятся в высокой степени готовности, и если ничего не помешает, строительные организации зайдут на площадку летом нынешнего года. Ожидается, что уже в январе состоится подписание генерального соглашения о господдержке по финансированию инфраструктурных объектов НКО «Фонд развития моногородов». Одновременно с этим прорабатываются вопросы оказания государственной поддержки по линии министерства сельского хозяйства РБ. Весной начнется строительство объектов птицеводческого комплекса стоимостью свыше 7 миллиардов рублей, из которых 20 процентов — собственные средства инвестора, а остальное — заемные средства кредитных учреждений.

 

— Желающие есть?

 

— Желающие есть. Выбор банка будет зависеть от условий кредитования.

 

— Каковы сроки строительства проекта?

 

— В течение трех лет — с 2016 по 2018 годы. К исходу третьего года бройлерная фабрика уже должна заработать и выйти на проектную мощность.

 

— Какие сложности в реализации проекта вы бы сегодня хотели обозначить?

 

— Наша основная задача — построить качественно и в срок. Это диктует экономика проекта. Под качеством я подразумеваю такую подрядную организацию, которая бы имела опыт строительства объектов такого уровня сложности, каковым является бройлерная фабрика. Хотелось бы избежать ошибок в строительстве, которые бы могли привести к возникновению нежелательных чрезвычайных ситуаций, какие преследуют практически все вновь введенные объекты. Нам важно не допустить падежа родительского стада, молодняка на первых этапах функционирования. Поэтому подход к определению условий, которым должен соответствовать подрядчик, будет очень строгим.

 

— Спасибо за беседу!

 

Сергей Данилов
Источник: ulan.mk.ru