Главам правительств России, Казахстана и Белоруссии из-за экономических противоречий в пятницу не удалось согласовать документ, регламентирующий нормы товарооборота в рамках Таможенного союза.

В частности, Россия не хочет создавать проблем для своей и без того оказавшейся в кризисе автомобильной промышленности. В результате в российском правительстве впервые заговорили о возможности отсрочки вступления в силу наднационального Таможенного кодекса – главного документа тройственного союза, который должен был заработать с 1 июля этого года. Пока премьер-министры трех стран договорились передать все спорные вопросы экспертным группам и надеются встретиться для заключения итоговых соглашений через две недели.

В пятницу в Константиновском дворце Петербурга состоялись заседание Совета глав правительств СНГ, 26-е заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС и заседание высшего органа Таможенного союза. Все 19 документов, которые предполагалось согласовать на Совете глав правительств СНГ, были подписаны. Лейтмотивом заседания, помимо развития межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки, утверждения общей радионавигационной программы и других, стали энергетические вопросы.

Премьер-министры государств Содружества утвердили план первоочередных мероприятий по реализации Концепции сотрудничества в сфере энергетики. Этим началось формирование прогнозов производства и потребления ресурсов до 2020 года и на более отдаленную перспективу. Это позволит определить объемы создания дополнительных генерирующих мощностей и понять, насколько потребуется расширить транспортную инфраструктуру для увеличения экспорта энергоносителей в третьи страны через территории государств Содружества. Также премьер-министры СНГ подписали протокол об этапах формирования общего электроэнергетического рынка.

На 26-м заседании Межгосударственного совета существующего уже почти десять лет Евразийского экономического сообщества на уровне глав правительств были подписаны четыре документа. Как возмущался премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский, выполнение всех планов необоснованно затягивается: «Из 36 мероприятий исполнено семь, а сроки исполнения 21 мероприятия истекли в декабре. Среди них – прямая котировка обмена национальных валют. И затягивание процесса создания резервной валюты, которой должен стать российский рубль. А это важно, поскольку обеспечит сокращение спроса на доллары и евро. Поэтому большие ожидания Белоруссия связывает с началом полномасштабной работы Таможенного союза, в котором будут сняты все преграды во взаимной торговле».

Однако как раз надежды белорусского руководства на Таможенный союз пока не оправдались. Как заявил Владимир Путин в интервью телекомпании «Мир», в ближайшее время Таможенный союз не сможет заработать в полную силу. Причин много: и нормативная база, и адаптация к новому таможенному пространству товарной номенклатуры. В пятницу выявились серьезные разногласия стран –  участниц Таможенного союза.

Владимир Путин постарался немного сгладить негативный эффект от такого результата петербургских переговоров: «Таможенный союз стартовал успешно. Его механизмы заработали. Он перерастает экономический формат и становится новой геополитической реальностью. Уже в следующем году члены Таможенного союза выйдут на более высокий уровень интеграции, имея в виду создание Единого экономического пространства. Нет ни одного члена ЕврАзЭС, который бы не хотел присоединиться к Таможенному союзу».

Однако главы правительств ЕврАзЭС открыто высказывали сомнения в реализации проекта единого экономического пространства. В частности, премьер-министр Украины Николай Азаров заявил о готовности его страны рассматривать возможность интеграции в ЕЭП стран СНГ: «Но мы должны учитывать и собственные национальные интересы. Нам важно, чтобы с созданием Таможенного союза наш двусторонний режим свободной торговли с государствами, входящими в Таможенный союз, не претерпел изменений в негативную сторону, не стал бы причиной падения объемов взаимной торговли. Сейчас между Украиной и странами Таможенного союза действуют изъятия из режима свободной торговли. Причем перечень торговых изъятий между странами отличается. И этот список должен быть минимальным или вообще отсутствовать».

Не менее ревностно за будущими нормативами следят и страны-участницы Таможенного союза. Для введения в действие Таможенного кодекса с 1 июля этого года необходимо подготовить 18 проектов договоров. Восемь уже одобрены, три на подходе. Проработать нужно очень много позиций –  соглашения о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер в Таможенном союзе, о техническом регулировании и о функционировании интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли, принципы взиманий косвенных налогов и вопросов таможенного регулирования.

В пятницу для того, чтобы Таможенный кодекс ТС мог вступить в силу, как запланировано, с 1 июля 2010 года, необходимо было подписать ряд ключевых договоров. В том числе о нормах перемещения товаров и грузов между участниками ТС. Премьер-министры работали до поздней ночи. Но пока им не удалось найти общий язык. Как заявил на брифинге по итогам переговоров Владимир Путин, не был подписан документ, регламентирующий таможенные нормы между тремя государствами: «У России есть вопросы по ввозу авто- и авиакомплектующих. Казахстан боится уменьшения объемов ввоза в страну товаров физическими лицами. Белоруссию беспокоят таможенные пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов. От качества принятых решений зависит здоровье экономик каждой страны. Дальнейшая работа по согласованию спорных вопросов будет вестись на уровне экспертов».

Экспертам дали время две недели, после чего премьер-министры собираются встретиться снова. Но как сообщил высокопоставленный член российской делегации, возможно, сроки вступления в силу Таможенного кодекса ТС будут сдвинуты.