В скором времени покупатели увидят два важных нововведения в магазинах. Во-первых, ценники могут стать электронными, рассказали «РГ» в министерстве промышленности и торговли. Во-вторых, по штрихкоду в магазине можно будет узнать всю правду о продуктах питания, об этом сообщили уже в Россельхознадзоре.

 

Цены выведут на табло

 

До сих пор ценники должны были оформляться только на бумаге, и на каждом нужна была печать организации либо подпись материально ответственного лица. Заполнять ценники надо было чернилами или пастой. Теперь в магазинах могут появиться электронные аналоги. Электронный ценник представляет собой небольшой жидкокристаллический экран-табло, пояснили в минпромторге. На нем размещается вся информация о товаре — точь-в-точь, как на привычном нам бумажном варианте. Но разница в том, что продавец может быстро и без затрат автоматизировать процесс изменения цен, исключив из него ручной труд, отметил замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Кроме того, электронные ценники можно устанавливать в любом месте магазина, свободно перемещать вместе с товаром. Использование новинки также дает магазинам возможность осуществлять гибкую ценовую политику, проводить мгновенные промоакции. К примеру, электронные ценники благодаря способности хранить дополнительную информацию (помимо цены) в своей памяти и показывать ее в виде последовательности сообщений позволяют отображать цену товара без скидки, затем — со скидкой и указывать величину экономии покупателя.

 

Стоит отметить, что электронные ценники не станут обязательными: пока они по карману лишь крупным сетевым магазинам. Впрочем, именно сетевикам такие ценники по большому счету и нужны. Сейчас торговые сети вынуждены тратить силы и средства на оформление, сортировку и расстановку бумажных ценников, исправление в них ошибок. На замену бумажных ценников у сотрудников среднего супермаркета уходит несколько дней. Приходится привлекать дополнительных работников.

 

Кроме того, до сих пор неправильно оформленные ценники были излюбленной темой для придирок и штрафов со стороны проверяющих органов. Теперь предприниматели избавлены от этого, констатирует Виктор Евтухов. Эксперты общества защиты прав потребителей новшество приветствуют. «Из мешанины ценников часто невозможно понять, какой ценник к какому товару относится», — говорит председатель Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. На определение цены товара в супермаркете у покупателя уходит от трех до восьми минут. Но хуже всего — неразбериха, когда при изменении цены ценники вовремя не меняются. По данным экспертов, расхождение цен на ценнике и при расчете на кассовых терминалах приводит к тому, что 7,2% покупателей отказываются от покупки.

 

Но это не все новации. Ценником теперь также будет считаться информация, представленная на досках мелом и на других подобных носителях. «Это актуально для рынков, ярмарок, фермерских магазинов, пекарен. Теперь предпринимателям не надо дублировать такие ценники бумажными», — говорит Евтухов.

 

О колбасе узнаем по штрихкоду

 

Что касается штрихкодов на упаковках продуктов питания, то в ближайшие год-два они станут играть совсем другую роль, нежели сейчас. Например, покупая пачку молока, можно будет узнать, где доили корову и какие лекарства она получала.

 

Или сколько рыбы поступило на перерабатывающее предприятие и сколько из нее сделали филе. Или кто работал в тот день, когда в эту партию бутылок разливали подсолнечное масло. Сейчас вопрос остается за техническими деталями. Но принципиальное решение о необходимости обеспечения прослеживаемости уже принято.

 

Первые «расширенные» штрихкоды покупатель сможет отсканировать любым смартфоном уже в 2017 году. С середины 2015 года организации, задействованные в сфере производства и оборота пищевых продуктов, имеют возможность оформлять ветеринарно-сопроводительные документы в электронном виде. Все данные собираются в федеральную информационную систему «Меркурий», рассказал «РГ» зам главы Россельхознадзора Николай Власов. В систему поступает информация о том, где было произведено сырье, как оно перемещалось, сколько из него получилось готовой продукции, болело ли чем-то животное, из которого приготовлено сырье, как его лечили. Речь пока только о продуктах животного происхождения, для которых возможно оформление ветеринарных сопроводительных документов: мясе животных, птицы, яйце, рыбе, продуктах их переработки, молоке, молочных продуктах и меде.

 

«Сейчас стоит вопрос, чтобы эта информация была зашифрована в штрихкоде на маркировке товара или сопровождающих его ветсертификатах. Эта информация будет считываться с помощью обычных сканеров (например, смартфона) и передаваться на другие устройства», — пояснил он.

 

При этом, отмечают в Россельхознадзоре, многие производители сами заинтересованы в использовании динамической маркировки. Особенно поддерживают ее ретейлеры. Они страдают от просрочек и от продукции низкого качества. Бывает, что виноват не магазин, но перед потребителем отвечает именно он. А маркировка позволит устроить процесс так, что некачественная продукция просто не будет попадать на полки. Или если товар просрочен, его невозможно будет пробить на кассе.

 

Кстати
Россия расширяет сотрудничество с Ираном. Наши сельхозпроизводители готовы продавать туда мясную, молочную продукцию и зерно, рассказал «РГ» министр сельского хозяйства России Александр Ткачев. «Кроме того, Россия заинтересована в наращивании поставок белого сахара и гранулированного жома. В прошлом году мы произвели рекордные 5,2 млн тонн свекловичного сахара, выйдя по этому показателю на первое место в мире», — отметил министр.

 

В свою очередь, производители Ирана могут увеличить поставки овощей и фруктов на фоне «закрытия» экспорта из Турции

 

Источник: www.rg.ru